Богомазова Тамара Михайловна

Мастер – класс для родителей «Изготовление игр – головоломок своими руками»

Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что наличие интеллектуальных и творческих способностей играет очень важную роль в развитии дошкольников. Интеллектуальные способности — это прежде всего, не талант, а умение, которое необходимо развивать. Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

Эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности. Одним из эффективных средств интеллектуального и творческого развития дошкольников - являются развивающие игры, игры – головоломки. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, у детей развивается способность к комбинированию, развитию творческих способностей.

Поэтому нашей задачей мы считаем создание условий, направленных на развитие потенциала личности ребенка (развитие интеллекта и творческих способностей) с помощью развивающих игр и игр – головоломок.

Актуальность вышеупомянутой проблемы побудила нас к подготовке и проведению мастер - класса для родителей.

 

Цель:

Научить родителей изготавливать игры - головоломки вместе с детьми своими руками для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Задачи:

1. Способствовать повышению психолого - педагогической компетентности родителей в области развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

2. Стимулировать желание родителей использовать подручный материал при изготовлении развивающих игр и игр – головоломок в домашних условиях.

3. Способствовать созданию предпосылок для творческого самовыражения дошкольников.

Ход мастер -класса

- Педагог – психолог:

- Здравствуйте, уважаемые родители!

- Я хочу вам рассказать о развитии интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

- Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно принимать нестандартные решения, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, является одной из основных задач модернизации дошкольного образования Интеллектуальное развитие, творческие способности детей включают в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.  При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей, мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Поэтому психологи считают, что начинать развивать умственные способности нужно уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы потом не возникало проблем в начальной школе.

- Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начинает учиться испытывает затруднения при выполнении заданий на развитие мышления. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, находить закономерности. К тому же дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Психологами доказано, что активная работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников ведет к высокой успеваемости в первых классах.

- Чтобы развить в ребёнке творческую личность, вовсе не обязательно родителям отдавать его одновременно во всевозможные кружки и секции или нагружать его различными заданиями не оставляя времени для отдыха. Расширить кругозор и познания малыша можно в обычной обстановке – дома или на прогулке, на даче. Находясь за пределами дома, на прогулке или где-нибудь в пути, разговаривайте с ребёнком. Старайтесь обратить его внимание на красоту природы: цвет и форму листьев на деревьях, яркость цветов, необычные композиции облаков в небе. Покажите ему бабочку или жука, гусеницу на листике, паутинку с паучком на кусте. Покажите ему мир за пределами вашего жилья: новая информация и новые знания придутся ему по душе, и малыш в течение нескольких дней будет находиться под впечатлением от увиденного раньше.

- Очень часто старые игрушки детям быстро надоедают, да и к новым игрушкам у них очень быстро пропадает интерес. В стремлении удивить ребенка и занять его игрой родители обычно покупают ему новые игрушки. Этого делать не следует, поскольку ребёнка необходимо научить любить уже имеющиеся игрушки и уметь играть с ними, выдумывая новые сюжеты игр. Если у ребёнка не хватает фантазии, помогите ему в этом, подскажите сюжет игры, несколько раз поиграйте с ним, чтобы показать на примере, как можно н разнообразить игру с одной игрушкой. Не спешите удовлетворять потребность, ребенка купив новую игрушку. Предложите малышу новую игру, в которой он своими руками и с вашей помощью изготовит новую развивающую игру, в которую потом с удовольствием будет играть, каждый раз придумывая новые варианты игры.

Очень важно добиться того, чтобы ребёнок приложил

сам свою фантазию, подумал и придумал новый способ развлечь себя. Это может быть не обязательно игра с игрушками, а изготовление поделки, игрушки, рисование.

- Конечно, развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста происходит лучше всего через игру. Дети познают мир через игру. Чем больше ребёнок играет в детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно взрослеет, тем способнее и увереннее он будет. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

 «Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов», - так считает

Б. П. Никитин. Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

- Поэтому мы считаем, что изготовление развивающих игр, игр - головоломки родителями и детьми станет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи: родителей, детей и педагогов. Участие семьи будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей у детей.

Мастер -класс по изготовлению игры – головоломки из картона.

 

- Посмотрите, какую игрушку – головоломку можно сделать своими руками, вместе с ребёнком, всего за пару минут!

 Для этого нам понадобится картон формата А4, скотч, ножницы, линейка.

1. Необходимо вырезать

 

 со сторонами 12/24 см

2. По длинной стороне прямоугольника разделить на 8 частей по 3 см

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Переворачиваем прямоугольник вертикально и делим ширину прямоугольника на 5 см, 4 см, 3см. Прочерчиваем линии по длине прямоугольника и сгибаем с помощью линейки.

4. Далее нарезаем одинаковые полоски.

5. А теперь возьмите скотч и нарежьте полоски длиной 3 см, склеиваем каждую полоску, чтобы получились треугольники – 8 шт.

6. Теперь расположите их так, чтобы у вас получилась крыша домика.

7. Склеиваем скотчем 1-е два треугольника. Теперь следующие 2 и т.д.

8. Берём одну сторону – 4 треугольника и склеиваем ( где перпендикулярная сторона), таким же образом склеиваем другую сторону треугольников.

9. Складываем две стороны вместе, чтобы получилась крыша. Соединяем скотчем первые и последние треугольники.

 

Мы с вами изготовили головоломку, похожую на крышу, а теперь давайте попробуем с ней поиграть!

 

 

 

Спасибо за внимание!

 

3 октября 2023 в 18:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.